"Капелька"


Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 29.03.2024, 12:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Консультации [3]
Рекомендации [2]
Еженедельник [18]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » Заботливым родителям » Консультации

Воспитание правильной речи в семье

Консультация для родителей

Воспитание правильной речи в семье

Уважаемые родители!

   Ваш малыш растет, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные, шаги в своей жизни, чувствовал себя комфортно и уверенно. Полноценное развитие личности невозможно без воспитания у него правильной речи, ведь речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

Речь - одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на общее развитие ребенка и на формирование психических процессов. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи, так как речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Нормативный возраст для формирования правильного звукопроизношения – 5 лет. В этот же период возрастает речевая активность, накапливается словарь (2500 - 3000 слов), удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средство регулирования поведения.

У детей 5-летнего возраста часто возникает общее недоразвитие речи третьего уровня (ОНР). Дети уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи – описание, пересказ, рассказы по серии картин и др.

Развивая связную речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом («Репка», «Колобок», «курочка ряба»). При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные сова и предложения, как бы помогая ему. Так ребенок подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.

Ребенок пятилетнего возраста  почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий.

Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включает в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение. «Жили-были дед и ...» - «Баба» - «Была у них... » - «Курочка Ряба».

Затем можно переходить к пересказу по вопросам: «Кого встретил колобок?» - «Зайчика» - «Какую песенку он ему спел?..»

После того как ребенок овладел пересказом сказки, можно предложить ему пересказать маленькие рассказы с несложным содержанием. Хороший образец - лаконичные короткие рассказы Л.Н.Толстого для детей,

А как помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища – кукольный театр, мультфильм! Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.

Так подводятся дети к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно и полно высказываться по содержанию картины.

Очень любят дети рассматривать игрушки. Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию.

Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (шестого  года жизни) можно предложить сравнить две игрушки.

      Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следить, чтобы дети высказывались законченными предложениями. Прежде, чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.

Овладел ребенок описанием отдельных игрушек - переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзине. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать свой рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто повторит за вами ваш рассказ - он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.

Дети пяти лет   уже могут рассказать о событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу. Перед ребенком четко ставится задача: «Расскажи, что ты видел на празднике». Здесь можно использовать образец: «Сначала послушай, что я видел на празднике, а потом ты будешь рассказывать». Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец, язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.

Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию.

Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развернутых высказываний. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от общепринятых норм родного языка.

Категория: Консультации | Добавил: borisova (10.10.2017)
Просмотров: 370 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz