Тема: «Есть в природе уголок, что слоеный пирог»
Разработала:
Борисова Людмила Алексеевна,
МДОУ ДС № 11 «Ромашка» комбинированного вида
городского округа Стрежевой
Время реализации занятия: 40 минут
Цель: Познакомить детей с понятием «Природный комплекс» через использование на занятии экспериментирования, моделирования и работу со схемой
Программные задачи:
- Познакомить детей с понятием «Природный комплекс» на примере местности родного края.
- Расширять представление детей о биосфере болот, их особенностях через экспериментирование и моделирование.
- Формировать у детей способность к схематизации, через применение метопредмета «знак»
Продолжать учить детей работать со схемой, опираясь на условные обозначения.
Развивать речь детей, закреплять умение составлять описательный рассказ, пользуясь схемой.
Развивать познавательные способности, память, внимание, мышление.
- Закреплять умение работать в группе, паре.
- Совершенствовать двигательную активность, умение следовать словесной инструкции.
- Формировать умение устанавливать взаимосвязь в природе. Воспитывать любовь к родному краю.
Словарная работа: Болотоведы, мох, торф, земноводные, влаголюбивые, природный комплекс.
Предварительная работа: Экскурсии в музей, беседы по картинкам, чтение произведений: Гаршин «Лягушка-путешественница»; «Болото тоже хотело летать»; домашнее задание по составлению мини-сообщений о растениях и животных.
Эксперимент: В стеклянном сосуде с водой находятся остатки растительности: корни, листья, трава, мелкие ветки. На протяжении длительного времени дети наблюдают за процессом разложения, изменением цвета воды, изменением плотности содержимого сосуда (масса, становится густой, вязкой). Происходит процесс образования перегноя, торфа.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, авторский медиапродукт-10 слайдов, детские медиа продукты (среда Power Point) , торф, сосуд с водой, мох, фигуры животных, песок, колбы с водой, совок.
Ход занятия:
В групповой комнате на коромыслах, доске, мольберте размещены иллюстрации с различными природными комплексами. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их.
- Дети, что изображено на картинах? Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на занятии?
- Посмотрите на свою руку, что вы видите? (ладонь, пальцы). У каждого пальца свое имя. Так и в природе. Есть свои зоны, свои природные комплексы. Это лес, луг, болото, горы, степи, пустыни.
Игра: «Найди лишнюю картинку». Дети выбирают карточки с изображением природы, которые есть в нашем краю, объясняют, почему они так думают.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами подробно поговорим об одной природной зоне, отгадайте загадку:
Ни море, ни земля
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
(болото)
– Что такое болото? (это вода, земля, растение)
Дети рассматривают иллюстрацию.
Рассказ воспитателя: Болото чаще образуется там, где холодный климат. У нас много больших и маленьких болот.
- Как же образуются болота?
Ответы детей: Болото образуются там, где водоемы начинают зарастать травой и постепенно высыхать, растительность разлагается и образуется водная масса.
Дети рассматривают результаты заранее проводимого эксперимента. В колбе с водой остатки растений, корешки, листья. Дети объясняют, что листья стали черные скользкие, вода мутная. Масса перегнивает.
Воспитатель: Что же это образуется? Загадка:
Сначала росли на болоте растения
Теперь это топливо и удобрения.
Правильно – это торф.
Воспитатель предлагает детям побыть немного учеными.
- Кто знает, как называют людей, которые занимаются изучением болот.
- Это – болотоведы.
Воспитатель рассказывает об образовании слова «Болото» - изучать, ведать. Приглашает в лабораторию, где рассматривают торф, а затем проводят опыт: опускают в сосуд с водой песок и торф. Выясняют, что легче, что тяжелее, почему? Определяют, имеет ли оно цвет, запах. Выясняют, нужны ли болота, где и как их можно использовать в жизни человека. (в промышленности, медицине, сельском хозяйстве, может быть домом для животных и растений).
Воспитатель предлагает детям подойти к доске и рассмотреть схему (приложение)
Физминутка.
На болоте две лягушки изображают лягушек
Две веселые подружки
Очень рано просыпались, подтягиваются
Полотенцем растирались, растираются
Ручками хлопали, хлопают Ножками топали, топают
Вот здоровья в чем секрет прыгают,
Лягушатам всем привет машут руками.
Дети садятся полукругом.
Воспитатель: - Кто же живет и что растет на болоте?
(ягоды, мох, брусника, черника, цапли, лягушки, змеи)
Дети рассказывают какая почва на болоте. (очень влажная, сырая, значит, жить там могут только растения и животные, которые дружат с водой. Их называют – влаголюбивые. Воспитатель предлагает детям рассмотреть мох и заслушать сообщения о мхе, лягушке, цапле.
Эксперимент: «Как мох впитывает воду».
Рассказы детей по схеме: о ягодах (черника, брусника, клюква).
Работа со схемой: Воспитатель предлагает детям вернуться в лабораторию и вспоминает результаты эксперимента, определяют 3 слоя болота, выбирают условным обозначением цвет и по принципу пазл строят схему болота по подгруппам.
Игра-имитация: дети имитируют повадки цапли, лягушки, змеи и цветами. Дети под руководством воспитателя создают небольшой уголочек болота, делятся на подгруппы и выполняет необходимую работу: устраивают основу болота: земля, вода, растения (мох); заселяют его растительностью и животными. Дети из предложенного материала, выбирают только те растения и животных, которые живут на болоте. Когда работа по моделированию закончена, воспитатель предлагает перенести манеж в уголок природы и пополнять его по мере знакомства с новыми обитателями.
|